Нередко между потребителями (граждане и организации) и энергоснабжающими организациями (гарантирующими поставщиками) возникают споры по вопросу о безучетном потреблении, в частности — в связи с истечением межповерочного интервала (сроков поверки) приборов учета, измерительных комплексов и их элементов –трансформаторов тока и трансформаторов напряжения.
Порядок учета электроэнергии при истечении межповерочного интервала установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – ОПФРР).
При обнаружении истечения сроков поверки приборов учета энергоснабжающая организация вправе учитывать объем потребления расчетным способом. По общему правилу, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, объем потребления электричества за первые два месяца признается равным средним объемам потребления в аналогичных расчетных периодах за прошлый год. Если таких данных нет – тогда объем рассчитывается исходя из потребления за ближайший расчетный период (месяц). За следующие расчетные периоды происходит объем потребления считается исходя из максимальной мощности и работы энергопринимающих устройств 24 часа в сутки (п. 179, 166 ОПФРР и пп. «а» п. 1 Приложения № 3 к ОПФРР). Максимальная мощность установлена в ваттах (Вт) и должна быть указана в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, акте о технологическом присоединении.
Такой способ определения стоимости электроэнергии призван не столько компенсировать ресурсоснабжающей организации стоимость потребленного ресурса, сколько имеет охранительный характер. Применение расчетного способа крайне обременительно для потребителя и представляет собой своеобразную меру ответственности за потребление электроэнергии фактически без прибора учета.
Например, у ООО «Альфа» максимальная присоединенная мощность электроустановки составляет 150 кВт, а тариф определяется по диапазону напряжения СН2.
В случае, если цена составляет 4 руб./кВт*час без НДС, а ежемесячное потребление электроэнергии составляет 5 000 кВт*час, то стоимость потребленной электроэнергии за месяц составит:
5 000 кВт*час * 4 руб./кВт*час * 1,18 (НДС) = 23 600 рублей.
При применении же расчетного способа определения объема электроэнергии, предусмотренного п. 179, 166 ОПФРР и пп. «а» п. 1 Приложения № 3 к ОПФРР, плата составит:
150 кВт * 24 часа * 30 дней * 4 руб./кВт*час * 1,18 (НДС) = 509 760 рублей.
Разница очевидна…
Однако мощность нередко указана в технической документации в вольт-амперах (ВА) – тогда определение действительной максимальной мощности вызывает определенные трудности. В среднем, мощность в Вт равна мощности в ВА умноженной на 0.8, но более точное значение необходимо устанавливать в каждом конкретном случае.
Так, пп. «а» п. 1 Приложения № 3 к ОПФРР установлена формула расчета объема потребления, применяемая в случаях, когда в документах отсутствуют данные о величине максимальной мощности. Тогда объем потребления будет зависеть от нескольких переменных: допустимой длительной токовой нагрузки вводного провода, номинального фазного напряжения, фазы ввода, коэффициента мощности при максимуме нагрузки.
Нарушение сроков поверки может быть обнаружено как сетевой организацией, так и энергосбнабжающей организацией (гарантирующим поставщиком). По общему правилу, при безучетном потреблении в обязательном порядке составляется акт о неучтенном потреблении, который должен содержать все необходимые реквизиты и составляется в присутствии уведомленного надлежащим образом потребителя (п. 84, 193 ОПФРР). Акт о неучтенном потреблении в течение трех рабочих дней после составления направляется потребителю (п. 192 ОПФРР).
В случае с истечением сроков поверки приборов учета составление акта о неучтенном потреблении не обязательно, достаточно составления акта проверки (п. 176 ОПФРР, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.07.2017 № Ф02-3345/2017 по делу № А33-9933/2016).
Объем безучетного потребления определяется с даты, когда должна была произойти последняя проверка измерительного комплекса и до даты, когда был составлен акт о неучтенном потреблении, период взыскания может быть не более 8760 часов – одного года (п. 195 ОПФРР, п. 1 Приложения № 3 к ОПФРР).
Указанный период может быть значительно сокращен, поскольку проверки проводятся не реже одного раз в год (п. 172 ОПФРР). Суды устанавливают дату возможной последней проверки исходя из имеющихся актов проверок (их даты составления) или исходя из содержания плана-графика проверок (п. 173 ОПФРР). Из чего видно, что за безучетное потребление взыскание производится за период менее одного года.
При истечении межповерочного интервала период начисления определяется иным образом: с момента истечения срока межповерочного интервала до момента устранения нарушения – составления акта ввода в эксплуатацию прибора учета (п. 166 ОПФРР, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19.05.2015 по делу № А33-12489/2014).
Но в случаях, когда конкретная дата истечения срока поверки неизвестна (например, не зафиксирована в актах), начальная дата периода безучетного потребления определяется исходя из даты, когда должна была быть проведена предыдущая проверка.
Такая правовая позиция нашла отражение, например, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 по делу № А33-12250/2014: «…оценив довод апелляционной жалобы о том, что истец неправомерно определил период расчета с 19.02.2013 по 19.02.2014 без учета даты последней проверки 27.06.2012, суд апелляционной инстанции признает его обоснованным по следующим основаниям…».
Очевидно, что такой подход направлен на защиту интересов потребителя, и может повлечь значительное уменьшение взыскиваемой суммы.
Еще одной попыткой справедливого определения количества электроэнергии, фактически потребленной в период, когда невозможно использовать показания приборов учета, является представленная в судебно-арбитражной практике позиция ограничения времени, используемого при расчете, только временем фактической работы электроустановок потребителя.
Так, в тех случаях, когда потребителю удается доказать, что режим работы составляет менее 24 часов, объем потребления электроэнергии может значительно уменьшиться.
При этом не обязательно, чтобы режим работы был согласован с энергоснабжающей организацией, доказательствами могут служить внутренние акты организации, вывеска, свидетельские показания, отчеты об открытии и закрытии кассовых смен и прочее.
Так, в Постановлении Третьего Арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 по делу № А33-26275/2017 сделаны следующие выводы: «…на павильоне имеется вывеска с указанием режима работы: с 09.00 час. до 20.00 час.; в субботу с 10.00 час до 19.00 час.; в воскресенье с 11.00 час до 17.00 час. Указанный режим работы также подтвержден актом о режиме работы. Каких-либо доказательств использования ответчиком иного числа часов работы оборудования в спорный период истцом не представлено».
После обнаружения истечения сроков поверки, последующая поверка и признание пригодным к эксплуатации прибора учета не является основанием для перерасчета объема потребления исходя из его показаний. Определением Высшего арбитражного суда РФ от 28.12.2012 № ВАС-17316/12 по делу № А02-1412/2011 установлено: «Отклоняя представленную обществом экспертную проверку от 20.09.2011, в которой сделан вывод о пригодности прибора учета к эксплуатации, суд пришел к выводу, что указанная проверка не позволяет считать его расчетным (коммерческим) с применением его показаний для расчетов за поставленную электроэнергию за период, предшествующий проведению проверки». Но иногда суды могут занимать иную позицию
Собственники приборов учета не всегда имеют свободный доступ к своим приборам учета. Указанное не снимает с потребителя обязанности по обслуживанию
своего прибора учета, поскольку он вправе (и должен) обратиться за предоставлением доступа к измерительному комплексу в целях выполнения своих обязанностей по его эксплуатации (п. 145 и 146 ОПФРР.
Помимо прочего, необходимо учитывать срок исковой давности, юридически значимые действия и переписку сторон (ст. 196, 203, 406 ГК РФ и пр.), процессуальные правила обращения в суд.
При безучетном потреблении должнику выставляют неподъемные для его бюджета счета. Это влечет неоплату и возможное последующее ограничение подачи электроэнергии, которое не всегда производится с соблюдением законодательства. В случае незаконного ограничения подачи электроэнергии, потребителю необходимо собирать доказательства несения убытков в целях их последующей компенсации.
И конечно, акт проверки или акт о неучтенном потреблении, подписанный потребителем без возражений значительно препятствует доказыванию неправомерных действий со стороны сетевой организации и гарантирующего поставщика (энергоснабжающей организации).
Рассмотренная в настоящей статье категория дел является сложной, включает в себя множество нюансов, которые решительно влияют на результат спора в ту или иную сторону. Поэтому для эффективной защиты своих имущественных интересов следует обращаться к квалифицированным специалистам.